"Кримська Свiтлиця" > #17 за 21.04.2006 > Тема ""Білі плями" історії"
#17 за 21.04.2006
«РОС╤Я НЕБЕЗПЕЧНА»
Оксана ПАХЛЬОВСЬКА.
Рос╕йський урок
ВИЗНАННЯ РОС╤ЙСЬКОГО ╤СТОРИКА (Зак╕нчення. Поч. у № 16). Основн╕ структурн╕ елементи ц╕╓╖ влади - «в╕зант╕йська» ╕ «ординська». «Ордынская традиция [...] стала [...] самой мощной, самой страшной ее составляющей. Она не только в архетипе русской власти, не только в беспрекословном господстве этой власти над всем, что оказывалось под ней». Ця влада просто не ма╓ «ни ограничений. Ни сомнений. Ни пределов. Ни исключений», а т╕льки - «страсть безудержного и бессмысленного захвата, расширения, владения и покорения завоеванного [...]. Соединившись с византийской, ордынская традиция, а вместе с ней и русская власть обретают формулу абсолюта, автократии, становятся самодержавием: и вера, и власть». Уявн╕ «старш╕ брати» - московськ╕ княз╕ - насправд╕ були «младшей ветвью» руських княз╕в ╕ тому не могли претендувати «на получение великокняжеского ярлыка. Отсюда - ставка на Орду, коварство в отношениях между собой и жестокость по отношению к другим русским землям». «Москва - символ, образ, тип русской власти. С ее мессианской и универсалистской претензией на весь мир. С ее моносубъектностью и суперцентрализмом. Власти, проистекающей из конфликта, который разрешался и разрешается неизменно по-ордынски: с конкурентом не ищут компромисс - конкурента [...] уничтожают». ╤ чи зм╕нилася сьогодн╕ ситуац╕я з час╕в ╕сторика Ключевського, який писав: «государство пухло, а народ хирел»? Але ж чи може зм╕нитися, якщо «у нашей власти - гены Золотой Орды»? «В самой своей сути она не переменилась. «Олигархическая», централистская сущность была ей свойственна при Советах - правда, в иных формах. А главные характеристики остались прежними, они уходят корнями в Средневековье». «Объединение, а точнее завоевание Руси Москвой, было условием и средством выживания огромного московского военно-служилого люда. Эта масса алчущих разлилась по Руси, густо замешав на крови генезис московской власти, - а это и есть русская власть». Еманац╕╓ю рос╕йсько╖ влади стала ╕ оф╕ц╕йна рос╕йська церква: «Так на основе ордынско-византийской традиции христианство из религии свободы и независимости личности превратилось в религию господства над личностью». Церква, яка п╕дтриму╓ цю владу, «не избавилась от средневекового мировоззрения [...], не подготовлена к трансформации, которую переживает современный мир. Отсюда невротическая реакция на вызовы современности, выраженная в изоляционизме, ксенофобии, крайней нетерпимости, стремлении восстановить «симфонию с властью». Тим часом «в тех действиях русской власти, что разворачиваются на наших глазах, за устремленностью к «порядку, управляемости и эффективности» просматривается слепая воля, которая только и способна обеспечить вместо вожделенного Логоса еще больший Хаос». ╤ саме тому, що «главная русская традиция: власть любой ценой», «власть абсолютная, безмерная, безграничная, максимально жестокая, непредсказуемая и недосягаемая...» «Московский тип власти предполагает обязательное наличие единого центра, который жестоко подавляет попытки создания любых независимых от него властных структур». СТАЛIНСЬКА ДУША
У духовному житт╕ Рос╕╖ продовжу╓ дом╕нувати стал╕н╕зм. Свого часу були люди, що молилися за Стал╕на в радянських концтаборах. Врешт╕, а чи не написав В╕ктор ╢роф╓╓в у сво╖й останн╕й книз╕ «Хороший Сталин» про те, що «рос╕йська душа» ╓ «стал╕нською» за самою сво╓ю природою?! «Удвоенная несвобода - это и есть наиболее ощутимый результат сталинизма в духовной жизни современной России. Она же - главная причина искаженного мировосприятия, утраченной, а точнее так и не обретенной, русской идентичности». Саме тому Рос╕я - заручник «минулого, яке не мина╓». Текст рос╕йсько╖ ╕стор╕╖ - незм╕нний, як текст рос╕йського г╕мну, в якому спершу ф╕гурував Стал╕н, пот╕м «парт╕я» ╕ «СРСР», а тепер - «Бог» ╕ «Рос╕я». ╤ двоголовий орел на герб╕ Рос╕╖, повернувшись з ╕мперського минулого, як пише автор тижневика «Новое время» Г. Ос╕пов, «жад╕бно дивиться вб╕к радянського минулого». В╕д середньов╕ччя до сьогодн╕ - нерухома парадигма: «Революция перевоплотила российский религиозно-имперский мессианизм, осуществлявшийся до того под лозунгом «Москва - Третий Рим», в социалистический экспансионизм под лозунгом пролетарского интернационализма». Або ж: «Именно в силу особого типа власти послеордынское развитие России станет своего рода самовоспроизводством и расширением Московии как тяглового государства с бесправным населением и с подавляющим приоритетом самодержавия и государственности. Тип этой власти не изменится в ходе формирования имперских структур при Петре ╤, он сохранится и тогда, когда диктатуру царя сменит ленинская и сталинская «диктатура пролетариата». Эти же монгольские очертания Московии просматриваются и в действиях по становлению диктатуры закона Путина». «[...] Вся социально-политическая реальность Советского Союза, да и постсоветской России, как бы остановили часы, как бы вернули нас, живущих в начале ХХ╤ века, к интеллектуальному уровню начала века Х╤Х», коли були актуальн╕ слова Чаада╓ва: «Начиная с самых первых мгновений нашего социального существования, от нас не вышло ничего пригодного для общего блага людей, ни одна полезная мысль не дала ростка на бесплодной почве нашей родины, ни одна великая истина не была выдвинута из нашей среды...». В Рос╕╖ арха╖ка ста╓ нормою: «движение вспять, архаизация всех жизненных форм. Деградация. Всеобщий отток». А може, це плата за насилля, пита╓ себе ╕сторик, - за насилля масове ╕ жорстоке, якого «нигде, кроме как в России, свет не видывал»? «Вот и наступил час расплаты - разбитое корыто вместо мирового господства». Пут╕н, на думку ╕сторика, зробив певну спробу «нормал╕зувати» ставлення до ╕сторичного минулого Рос╕╖, зокрема комун╕стичного, «но не критически, не рационально, а по-обывательски банально»: забудьмо все негативне ╕ пам’ятаймо все позитивне. Але такий п╕дх╕д до ╕стор╕╖ - це лише ц╕леспрямована ман╕пуляц╕я масовою св╕дом╕стю. Сусп╕льство, яке ╓ нос╕╓м под╕бно╖ ментальност╕, н╕коли не зрозум╕╓ сво╓╖ в╕дпов╕дальност╕ перед ╕стор╕╓ю ╕ породить чергове покол╕ння, здатне лише цин╕чно «релятив╕зувати» трагед╕╖ минулого. СПРАВЕДЛИВIСТЬ НА РIВНI ЗЛИДНIВ Держава, в як╕й людське життя так мало важить, н╕коли не зможе побудувати сусп╕льства громадян. Це завжди буде сусп╕льство пок╕рних безправних п╕дданц╕в, якщо ╕ взагал╕ не раб╕в. Пише Афанась╓в: «Строго говоря, большая часть населения России - это не гражданское общество, а весьма однородная масса не только в смысле низких доходов, но и в смысле основных немудреных устремлений. Больше всего массе людей хочется правды и порядка. При этом правда в их понимании - это справедливость, толкуемая как равенство, хотя бы и на уровне нищеты, плюс ненависть вперемешку с завистью ко всем тем, кто из нищеты выбился. А порядок - это все, что подобные устремления обеспечивает: сильная власть и «крепкая рука», карающая тех, кто живет «не по-нашему». Рос╕я нин╕ - це кра╖на, яка не т╕льки не зна╓ власно╖ ╕стор╕╖, а й не хоче ╖╖ знати. «Нынешняя власть и поддерживающее ее сегодня большинство не способны, видимо, вообще [...] услышать голос истории. И в этом тоже - опасная Россия». ╤ ще: «разгадка «путинского большинства» и причина народной терпимости к коммунистическому прошлому таится именно здесь. Когда люди ведут постоянное существование объятых страхом ночных существ, а вся их жизнь - сплошная социальная, нравственная ночь, когда половина народа сразу и население, и власть, и жертвы, и палачи, трудно [...] дистанциироваться от преступного режима, трудно рационально преодолеть свое прошлое. [...]. Поэтому прошлое и не хочет проходить». «Великодержавная агония», - так назива╓ться останн╕й розд╕л книги Афанась╓ва. В цьому розд╕л╕ ╓ п╕дрозд╕л: «Серые страницы», нав╕ть надрукований на с╕рому папер╕. Досить одних т╕льки назв: «Страна как всеобщее бедствие», «Больное и вымирающее население», «Пораженная экология», «Полицейские и воры, или Еще немного о коррупции и беззаконии», «Застарелый военно-промышленный комплекс», «Российская советская армия». Наприк╕нц╕ вчений циту╓ думку видатного американського ╕сторика Роберта Конквеста, автора, як в╕домо, фундаментально╖ книги про Голодомор «Жнива скорботи». Пор╕внюючи результати розвитку р╕зних кра╖н, як╕ зв╕льнилися в╕д комун╕стичного режиму, Конквест пише: «Россия вызывает озабоченность как наиболее наглядный пример посткоммунистического социального и политического строя со всеми его проблемами и в то же время как единственная страна в этой категории, которая все еще представляет серьезную угрозу миру». Висновок Афанась╓ва: «Если всерьез задуматься над возможностью хоть какого-то улучшения живой, развивающейся на наших глазах истории», необх╕дне «познание и постижение глубинных оснований опасности для мира, исходящей из России». Т╕╓╖ Рос╕╖, яку рос╕йський ╕сторик вважа╓ «пороховым погребом мировой цивилизации». Т╕╓╖ Рос╕╖, яка побудувала систему, як╕й ще не можна дати ╕мен╕. Можливо, це «ол╕гарх╕чний кап╕тал╕зм». А можливо, й «корпоративно-пол╕ц╕йна держава», яка в строго пол╕тичних категор╕ях ╓ в такому випадку державою фашистською, виносить св╕й категоричний вердикт Афанась╓в. ╤ дода╓: «Это и есть исторический конец Росии как имперской державы». Тому сьогодн╕шня Рос╕я наст╕льки перевантажена тягарем сво╖х проблем, що «для тех, к кому она приблизится, подобный груз может оказаться смертельно опасным». У план╕ суто людському ще одна небезпека, яка йде в╕д Рос╕╖, на думку ╕сторика, - це «усталость человеческого материала». Рос╕йське сусп╕льство ╓ ц╕лковито спустошене. Тому влада може дозволити соб╕ будь-яке насилля над таким зануреним в апат╕ю сусп╕льством, яке втомлено живе сьогодн╕шн╕м днем, не маючи в соб╕ ан╕ здатност╕ протистояти цьому свав╕ллю, ан╕ пропозитивно╖ альтернативи, ан╕ вим╕ру майбутнього. Ось безапеляц╕йна оц╕нка Афанась╓ва ╓враз╕йського вим╕ру рос╕йсько╖ ментальност╕: «Россию опустошает пустыня, которая в нас самих. И эта опасность - восточного происхождения». Рятунок Рос╕╖ - «европеизация русского азиатства». Т╕льки цей шлях може перетворити Рос╕ю з «печального кладбища человеческой мысли и воли» (Н. Добролюбов) на сучасну динам╕чну державу. Лише в такому випадку це була б Рос╕я «преодоленной истории», готова ╕ здатна, нарешт╕, будувати майбутн╓ в р╕вноправному кол╕ цив╕л╕зованих держав. За таку Рос╕ю борються сьогодн╕ найчесн╕ш╕ ╕ найв╕дпов╕дальн╕ш╕ ╖╖ громадяни. Нам ╕з ними - по дороз╕. ВИЙТИ З IСТОРИЧНО╥ ПАСТКИ
Не дал╕ як наприк╕нц╕ с╕чня 2005 року - знаменний в╕дл╕к! - вже не лише пенс╕онери, а й молодь почала виходити на площ╕ рос╕йських м╕ст, протестуючи проти пол╕тики Пут╕на. «Скажи нет» (www.skaji.net) - так назива╓ться сайт протестуючо╖ молод╕ Москви. «НоуПут╕н» (www.noputin.ru) - це ще виразн╕ша назва петербурзького сайту «Идущие без Путина», молод╕жного руху, який пер╕одично проводить м╕тинги «против кремлевского произвола». Серед гасел - т╕ ж, що лунали ще вчора в Укра╖н╕: свобода слова, н╕ - пол╕ц╕йному свав╕ллю, ╕ взагал╕ - «Освободимся от ПУТ...» - ╕ намальовано наручники, ╕ ще - «Мы свободные люди, мы хотим жить в свободной стране». А також - мотто Польсько╖ революц╕╖ 30-х рок╕в Х╤Х ст.: «За вашу ╕ нашу свободу!». Петербурзьк╕ студенти виходять на вулиц╕ «П╕вн╕чно╖ Пальм╕ри», зав’язавши соб╕ рот помаранчевими шарфами на знак протесту проти дедал╕ задушлив╕шо╖ цензури. «Якщо укра╖нцям вдалася Помаранчева революц╕я, - з над╕╓ю сказав молодий москвич ╕тал╕йському кореспондентов╕, - то, може, й наш╕й молод╕ вдасться порятуватися»... Фантастичний парадокс: рятуючись в╕д авторитарно╖ Рос╕╖, ми ста╓мо спроможними допомогти Рос╕╖ вийти з ╖╖ ж власно╖ ╕сторично╖ пастки. ╤ можна т╕льки подякувати рос╕йському ╕сторику за цю його книгу - моральний урок справжньо╖ вистраждано╖ любов╕ до сво╓╖ батьк╕вщини ╕ урок поваги рос╕янина до ╕нших нац╕й. Ось чому природний для Укра╖ни шлях до ╢вропи - це шлях рят╕вний. Шлях, рят╕вний для Укра╖ни. Рят╕вний для Рос╕╖. А в╕дтак рят╕вний ╕ для св╕ту. («Укра╖на молода»). ДО РОС╤ЯН Рос╕яни укра╖нськ╕, Жебраки й багат╕╖, Ки╖вськ╕, донецьк╕, льв╕вськ╕ - Не чужинц╕, а сво╖. Скорбн╕ ╕нтелектуали З Досто╓вського сльози, Де ви ╓? Куди пропали Ваш╕ братн╕ голоси? Ви, хто зна╓ нашу вдачу, Нашу н╕жн╕сть ╕ любов, Ви, хто ма╓ душу зрячу, В╕льну в╕д старих заков, Не впад╕ть в нов╕ кайдани, Позолочен╕ в Кремл╕, Не воскресне цар, не встане На Тарасов╕й земл╕! Вам не треба запоруки Н╕ в╕д кого, ви - брати Нашо╖ невол╕, муки, П╕сн╕, правди ╕ мети. Не впад╕ть же ви в лукавство Малороса з п╕двор╕ть, Слова нашого державство Не д╕л╕ть, а збереж╕ть! Вчуйте ви у наш╕й мов╕ Те, що любите в сво╖й, - Дух державност╕ й любов╕, Пай в родин╕ св╕тов╕й. Ми вас кличем не вмирати, Жити кличемо в╕ки В сонц╕, не в огн╕ розплати За Гулаги й Соловки. В ц╕й доб╕, добром натхненн╕й, Покаж╕ть, що ви - народ, Що ваш бог - свободи ген╕й, Св╕точ братства, а не скот! Дмитро ПАВЛИЧКО.
"Кримська Свiтлиця" > #17 за 21.04.2006 > Тема ""Білі плями" історії"
Постiйна адреса статтi: http://svitlytsia.crimea.ua/?section=article&artID=3802
|