Пошук по сайту
Пошук:

Теми
З перших уст (4446)
З потоку життя (7293)
Душі криниця (4117)
Українці мої... (1658)
Резонанс (2114)
Урок української (1006)
"Білі плями" історії (1844)
Крим - наш дім (1031)
"Будьмо!" (271)
Ми єсть народ? (241)
Бути чи не бути? (311)
Писав писака (23)
На допомогу вчителеві (126)
Мовно-комп'ютерний конкурс (108)
Порадниця (203)
Смішного! (97)
Додатки
"Джерельце" (830)
"КримСПОРТ" (132)

Архiв
Архiв газети в pdf
Редакцiя
Форуми
Книга вiдгукiв

Iншi статтi цiеї теми
ДМИТРО ДОНЦОВ - ТВОРЕЦЬ ПОКОЛ╤ННЯ УПА, НАСТУПАЛЬНИЙ ТА БЕЗКОМПРОМ╤СНИЙ
Тож за яку Укра╖ну? Вкотре перекону╓мося, що питання, як╕ ставив Дмитро Донцов, сьогодн╕ ╓...


ПОВЕРНУТИ ╤СТОРИЧНУ ПАМ’ЯТЬ
╤сторична пам'ять – головний феномен в╕дтворення ╕стор╕╖ сусп╕льства, кра╖ни, нац╕╖…


ОДЕСЬК╤ ДРУЗ╤ Т.Г. ШЕВЧЕНКА
В Одес╕ на той час мешкали друз╕ Тараса Григоровича, з якими в╕н п╕дтримував пост╕йний...


ПЕРША ЛАСТ╤ВКА УКРА╥НСЬКО╥ ПЕР╤ОДИКИ
Наш календар


ЯН НАГУРСЬКИЙ – ТОЙ, ХТО ПОСТАВ З МЕРТВИХ
П╕лот час╕в Першо╖ св╕тово╖ в╕йни був оголошений загиблим, про що в╕н д╕знався в середин╕ 1950-х...




Розсилки
Тут Ви можете підписатися на розсилку анонсів статей нових випусків нашої газети. Для цього вкажіть свій e-mail.

E-mail адрес:














FaceBook





оНЦНДЮ Б сЙПЮ©МЁ
Головна сторiнка > Текст статти
"Кримська Свiтлиця" > #13 за 30.03.2007 > Тема ""Білі плями" історії"
Версiя для друку
Обговорити в форумi

#13 за 30.03.2007
СЛЕЗЫ ЗАСТЯТ ГЛАЗА...


ШАНОВН╤ друз╕!
Очень хотелось бы обратиться к вам на языке своих пращуров, запорожских крестьян, но, к сожалению, с 1947 года (времени переезда в Крым), говорю только на русском.
Слезы застят глаза. Почти три года назад, прочитав статью о голодоморе в "Кримськ╕й св╕тлиц╕", впервые взялась за перо, чтобы написать о своих убиенных голодом 1932 - 1933 гг. бабушках и дедушке, и... И всё откладывала на потом сей тяжкий труд. Но если не я, то боюсь, что сделать это будет некому. Советская действительность так заморочила нам головы, так раскидала в пространстве, разорвала связь времен и родственные узы, что беру на себя смелость утверждать: большинству народа не до экскурсов в прошлое. И тогда, и, тем более, сейчас думаем о том, как выжить.
И тем не менее - будьмо! Будем жить и помнить мудрые слова Б. Чичибабина: "Давайте что-то делать, черт нас побери!"
Моя матуся Кулиш Нина Ивановна (1919 - 2001) родилась в с. Михайловка (ныне райцентр) Запорожской области. Осенью 1932 г. в доме её родителей произошло то же, что и в тысячах и тысячах домов Украины: выгребли всё до последнего зернышка. На горище из глечиков повытряхивали все семена, приготовленные для весеннего сева. Дедусь Кулиш Иван Осипович умер от голода на третий день Пасхи. В 1933 г., говорят, Пасха была 16 апреля.
Бабушка Кулиш Евгения Силовна (Хоролец - девичья фамилия) умерла в косовицу. Моя мама, тогда 14-летняя девочка, была в беспамятстве и не помнила, кто и как хоронил бабушку. От смерти маму спасла учительница, делясь с ней своим пайком. Слава милосердным! В одночасье лишившись всех съестных припасов, люди стали разбегаться кто куда. Мамин старший брат Дмитрий Иванович с женой, 19-летним братом Петром и семилетней сестрой Екатериной подались в Севастополь. На работу удалось устроиться только Петру, и Дмитрий, оставив в приюте младенца-сына, с женой и сестренкой поехали на Кавказ.
Узнав о смерти родителей, Петр тут же вернулся домой. Охнула моя мама от вида, как она выразилась, бычьей шеи брата: "Петя! И ты от голода опух?" На что он, смутившись, ответил: "Не от голода, от сливок". Он работал в Севастополе шофером на молокозаводе. "Пристаркуватый Павлик Морозов", то есть вожачок Петр Симоненко, который не постеснявшись живых, поправший память замученных голодом, цинично заявивший, что "засуха была причиной голодомора", а не беспрецедентная жестокость боссов его партии, пригвоздил бы моего дядюшку коротким и хлестким словом - вор! Нет. Не вор. Он работал. И если за 10 месяцев работы в Севастополе с ним ничего не случилось (не выгнали с работы, не отдали под суд, и, самое главное, не съели голодающие), значит, он, молодой и здоровый, ничем не отличался от окружавших его крымчан.
В 60-е годы мне рассказывали пережившие блокаду ленинградцы, естественно шепотом, как бесследно исчезали некоторые более упитанные, чем остальные дистрофики, рядовые граждане. Это к вопросу о лживости советской пропаганды, утверждавшей, что голод 1932 - 1933 годов был повсеместным. Нет, господа лживые. Нет. Голод был выборочным. А то, что он был искусственным, мама мне и моей старшей сестре Алле рассказала еще в начале 50-х годов. Конечно, шепотом.
Мой отец Малий Петр Сергеевич (1917 - 1944) родился в с. Стульнево Чернигов-ского района Запорожской области. И его родители вмиг лишились всех продуктов питания. Заодно и дом отобрали. А как же иначе: ведь при доме был взлелеянный трудами дедушки экзотичный для тех мест виноградник; многодетную семью выселили в какую-то развалюху, стоявшую на семи ветрах. Вскоре от голода умерла моя бабушка Малий Горпына Васильевна. Остальные не стали ждать смерти. Мой папа, тогда 15-летний, уехал в Большой Токмак к 20-летней сестре Екатерине Сергеевне, а потом вместе с ней, вышедшей замуж, оказался в Михайловке. Два старших брата подались в Донбасс на шахты. Судьба других сестер отца мне неизвестна, да и о папиных братьях больше ничего не знаю.
Фамилия Малий не так распространена, как Кулиш, поэтому всегда обращаю внимание на её носителей, когда встречаю эту фамилию в СМИ. Кто они? Может, однофамильцы? А может, родня?
В моей памяти, памяти почти шестилетней девочки, запечатлелся такой эпизод. Начало лета. 1947 год. Колоски жита еще зеленые, но зернышки в них уже наливаются, есть, чем поживиться. Ненавистных лободяныкив и съели бы, да лебеду уже всю в округе такие же голодающие, как мы, выщипали. Сестра Алла пошла на наше поле нарвать колосков. Я, прислонившись к стене дома, греюсь на солнышке. Махонький тощенький старичок, опираясь на палочку, с трудом садится на перевернутую глиняную посудину. Старшая двоюродная сестра, дочь Екатерины Сергеевны, с укором: "Д╕ду, що ви робите? Ви ж мак╕тру роздавите". Через несколько дней две вдовы-солдатки, моя мама с двумя девчушками и её сестра Екатерина Ивановна с двумя сыновьями, спасаясь от голода, поехали в Крым.
Если бы не коровка-кормилица, которую держала мама на паях с Екатериной Сергеевной, не пережили бы мы голод 1946 - 1947 годов, а ведь на маминых плечах лежала в течение двух лет и забота о двоих детях брата Дмитрия Ивановича, жена которого умерла в 1945 г., а сам он демобилизовался только в 1947 г. В те трудные годы мама отказалась отдать племянников в детдом.
Вскоре после приезда на ЮБК мама поехала в Михайловку убрать свою долю жита. Вернувшись, она сообщила потрясшую меня новость: маленький тощенький старичок, мой дедушка, умер. Как?! Мой дедушка?! Это был мой дедушка?! А я и не знала, что у меня был дедушка. Господи! Как же я тогда плакала из-за этой утраты. Каждый ли может понять страдания ребенка, живущего в голоде, холоде, болезнях, пусть даже и с такой любящей и самоотверженной мамой, каковой была наша, и вдруг осознавшего, что у него уже никогда не будет ни отца, ни бабушек, ни дедушек? Сколько душевного тепла и заботы, бесценного жизненного опыта они не успели передать нам!
До 1947 г. о существовании свекра не знала и наша мама. В мире и согласии она прожила с нашим отцом шесть лет (правда почти три из них ушли на службу отца в армии). И никогда ни папа, ни Екатерина Сергеевна не говорили, что их отец жив.
Где он был в течение последних 14 лет? В ГУЛАГе?
В донбасских подземельях? После всего пережитого страх у людей был так велик, что ни старшие между собой, ни тем более с нами, детьми, разговоров об отсутствующих родственниках не заводили. А когда у нас, детей, с возрастом появлялось желание что-нибудь прояснить в своих родо-словных, чаще всего спросить уже было не у кого.
Отдавая дань памяти убиенным искусственным голодом бабушкам и дедушкам, говорю им "спасибо" за то, что их доброта, самопожертвование, трудолюбие не канули в Лету. Эстафету подхватили их дети - наши мамы, тети и дяди, наш отец. О нем, без вести пропавшем при штурме Севастополя, разговор особый.
Не знаю дат рождения бабушек и дедушек, но с учетом того, что до революции крестьянские дети создавали семьи в основном до 20 лет и с учетом возраста их детей-первенцов, делаю вывод, что им было лет по 47 - 50. Им бы еще жить да жить...
Итак, погибшие от голода:
1. Кулиш Евгения Силовна (Хоролец - девичья) (? - 1933).
2. Кулиш Иван Осипович (? - 1933).
3. Малий Горпына Васильевна (? - 1933).
4. Малий Сергей Михайлович (? - 1947).
Вечная память Вам, мои родные!
Написала так, как рассказывали мне мама и папина сестра Здор Екатерина Сергеевна (1912 - 1980).
Раиса ЧИРЦОВА.
Крым, Симеиз.

P. S. Трагическая судьба и у моего дяди Кулиша Петра Ивановича. После возвращения из Севастополя он взял на себя заботу об осиротевших сестрах. Потом отслужил действительную службу и остался сверхсрочником в Монголии. Все годы Отечественной войны - на Западном фронте. Домой вернулся в 1946 году. С радостным криком бежала ко мне подружка: "Б╕жи скор╕ше додому, тв╕й батько з фронту прийшов!" Не хотелось верить, что солдат, которого мама называла Петей, не мой отец. Мне он запомнился с невеселым взглядом и... голым коленом (на солдатских брюках была большая треугольная дыра). Мама говорила потом, что его ограбили и сбросили с поезда. Его мучили жуткие головные боли - следствие падения с поезда. До самого отъезда в Крым мама ходила в больницу за таблетками для дяди. Пока он работал в колхозе, никто не спрашивал у него про документы, а как только пошел в МТС устраиваться по специальности - НКВД тут как тут: а где документы? Заложили его пальцы в дверную щель - или остаться без пальцев (это крестьянскому-то сыну остаться без пальцев!), или подписываешь вот эту бумагу. Подписал, за что как "враг народа" получил в 1949 году 25 лет. Освободили в 1958 году. Без реабилитации, но зато с ущемлением в правах. "Отцы родные". Никогда каты сами не признают своей вины перед народом.
В тот же год летом я с сестрой поехала в р╕дну Михайл╕вку. Дядя поразил меня аккуратностью во всем; высокий, стройный, красивый, грустные глаза. Едва успев поблагодарить его за драгоценный подарок - первую в моей жизни авторучку, я спросила: "Дядя Петя, как вы смогли так сохраниться?" "Я жил мечтой о свободе". Четыре года в зоне на архангельском лесоповале, после смерти Сталина. Пять лет того же ГУЛАГа, но уже возле зоны. А жизнь на "свободе" оказалась в чем-то страшнее зоны - она не оставила места для мечты. Поздно женился, с многочисленным семейством жил в маленьком домике на железнодорожной станции Прышиб, что в семи километрах от Михайловки.
В 1967 году он с грустью рассказывал нам, что, как только случится в Михайловке какое-нибудь воровство, его тут же тянут в отделение милиции в качестве подозреваемого только на том основании, что он девять лет провел в заключении. Последний раз видела его в 1981 году. От прежнего 45-летнего красавца осталась грустная улыбка и добрый заботливый характер. От безнадеги начал попивать. После ГУЛАГа о водительской баранке уже не мечтал, работал скотником в колхозе. Умер 9 мая 1997 года...

Версiя для друку
Обговорити в форумi
"Кримська Свiтлиця" > #13 за 30.03.2007 > Тема ""Білі плями" історії"


Постiйна адреса статтi: http://svitlytsia.crimea.ua/?section=article&artID=4630

 

Редакцiя :
95006, м. Сiмферополь, вул. Гагарiна, 5, 2-й поверх, кiмн. 13-14
тел: (0652)51-13-24; E-mail: kr_svit@meta.ua
Адмiнiстратор сайту : Микола Владзiмiрський
Веб-майстер : Олексiй Рибаков