Пошук по сайту
Пошук:

Теми
З перших уст (2736)
З потоку життя (5825)
Душі криниця (3286)
Українці мої... (1425)
Резонанс (1439)
Урок української (985)
"Білі плями" історії (1620)
Крим - наш дім (531)
"Будьмо!" (259)
Ми єсть народ? (235)
Бути чи не бути? (70)
Писав писака (23)
На допомогу вчителеві (126)
Мовно-комп'ютерний конкурс (108)
Порадниця (108)
Смішного! (97)
Додатки
"Джерельце" (830)
"КримСПОРТ" (132)

Архiв
Архiв газети в pdf
Редакцiя
Форуми
Книга вiдгукiв

Iншi статтi цiеї теми
ДЕРЖДЕП П╤ДТВЕРДИВ П╤ДГОТОВКУ НОВИХ САНКЦ╤Й ПРОТИ РОС╤╥
Нов╕ санкц╕╖ проти Рос╕╖ зараз перебувають на розгляд╕ в адм╕н╕страц╕╖ США та опрацьовуються на...


РАДА П╤ДТРИМАЛА ЗВЕРНЕННЯ ДО ВАРФОЛОМ╤Я ЩОДО СТВОРЕННЯ ПОМ╤СНО╥ ЦЕРКВИ В УКРА╥Н╤
за проект постанови № 8284 проголосували 268 народних депутат╕в ╕з 334, заре╓строваних у...


ЧИМ РОС╤Я ЗАХИЩА╢ СВОЮ ПРИСУТН╤СТЬ В ОКУПОВАНОМУ КРИМУ
про це Турчинов пов╕домив п╕д час виступу на 11-му Ки╖вському безпековому форум╕.


СБУ: РФ ВОСЕНИ ПЛАНУ╢ СТВОРИТИ ПЕРЕДУМОВИ ДЛЯ ВВЕДЕННЯ В╤ЙСЬК В УКРА╥НУ
Про це сказав на бриф╕нгу в Ки╓в╕ заступник голови СБУ В╕ктор Кононенко


ПОРОШЕНКО ПРОКОМЕНТУВАВ ПРИЗУПИНЕННЯ ДОГОВОРУ ПРО ДРУЖБУ З РФ
Глава держави пов╕домив, що найближчим часом запропону╓ Верховн╕й Рад╕ цей п╕дх╕д та висловив...




Розсилки
Тут Ви можете підписатися на розсилку анонсів статей нових випусків нашої газети. Для цього вкажіть свій e-mail.

E-mail адрес:














Гостям Севастополя



FaceBook

Twitter









оНЦНДЮ Б сЙПЮ©МЁ
Головна сторiнка > Текст статти
"Кримська Свiтлиця" > #1 за 03.01.2009 > Тема "З перших уст"
Версiя для друку
Обговорити в форумi

#1 за 03.01.2009
УГРОЗА АССИМИЛЯЦИИ СТАНОВИТСЯ ВСЕ БОЛЕЕ РЕАЛЬНОЙ

В XVIII веке произошел первый раздел Польши. Россия, Австрия и Пруссия разорвали ее на три части. Полякам грозила ассимиляция. И вот тогда знаменитый философ Жан-Жак Руссо посоветовал им: «Не можете помешать тому, чтобы вас проглотили, постарайтесь хотя бы, чтобы вас не смогли переварить». К этому мудрому совету надо прислушаться и крымскотатарскому народу, над которым сегодня, как никогда, нависла угроза ассимиляции.

ПОЗНАЙ СВОЮ ПРИРОДУ И СТОЙ ЗА НЕЕ
После завоевания Крыма Россией процесс ассимиляции особенно не был заметен. Царским чиновникам было выгодно держать инородцев в темноте и невежестве. В деревнях сохранялись школы, которые содержались на средства самих сельчан, в них учили детей читать Коран и грамоте. Революционный переворот в душах и сердцах не только крымских татар, но и всех российских мусульман произошел с появлением великого просветителя Востока Исмаила Гаспринского. В синтезе европейского научно-технического прогресса и мусульманской духовности он видел перспективный путь развития исламского общества. И. Гаспринский был глубоко верующим человеком. Святой Коран для него, как и для всех мусульман, был тем сводом законов, которым каждый должен был подчиняться. В то же время он был ярым противником его схоластического комментирования. Гаспринский ратовал за изучение русского языка, ибо через этот язык можно было приобщить народ к русской и европейской культуре и науке. Таким образом, ислам помогал сохранять свой язык и обычаи, а знание государственного - российского языка открывало широкие двери для получения европейского образования.
В 1888 году в Москве был издан сборник докладов научной конференции под заголовком «Проблемы русификации малых народов России». На этой конференции с горечью констатировали: «Крымские татары - такой вредный народ, что даже переезжая в единоверную Турцию, они не ассимилируются, сохраняют язык и навязывают свою культуру туркам».
Первые смешанные браки в Крыму появились только после революции. Ленинские слова «Религия - опиум для народа» и жестокая расправа над духовными учителями как мусульман, так и христиан, сыграли огромную роль в потере тех моральных ценностей, которые позволяли сохранять индивидуальные черты каждого народа. Национальные обычаи и традиции были заменены на какой-то советский полуфабрикат, рассчитанный на полное стирание национальных особенностей. Объявленные в начале «украинизация», «татаризация», «узбекизация» и прочие «…зации», которые, по идее, должны были сохранять язык и культуру в национальных республиках, были отменены. Началось интенсивное навязывание общих для всех советских обычаев и традиций.
Одна из причин ассимиляции - это когда люди то ли от страха, то ли в поисках лучшей доли перебегают из одного лагеря в другой. Среди партийных и советских работников в довоенном Крыму появляются новые имена. Февзи становится Федей, Зарема - Зинаидой. Говорят, что имя, данное родителями своим детям, определяет судьбу этих детей. Те довоенные Феди и Зинаиды, естественно, растворились в иной среде, и судьбу их определить сегодня невозможно. Коренные жители крымских деревень до депортации сохраняли свой язык, обычаи и традиции. Ассимиляция коснулась только части горожан.
С целью скорейшей ассимиляции крымских татар в местах высылки Берия издал приказ обучать переселенцев в русских школах. Объяснял он это нехваткой крымскотатарских учителей. Но это была отговорка. Ведь учителя более чем 300 школ были выселены вместе с народом. Но Берия не учел, что крымские татары попали в среду родных им по вере мусульман. Молодое поколение быстро освоило и русский, и узбекский, и даже таджикский языки, что позволило им без труда получать образование. Мы стали двух- и трехъязычными. К 1988 году крымские татары в СССР занимали второе место, после евреев, по числу людей с высшим образованием на каждую тысячу человек. В Узбекистане, Таджикистане и Казахстане произошла не ассимиляция, а оккультуризация крымских татар. Сохраняя свою европейскость, мы усвоили новую культуру вдобавок к старой. У нас удивительный народ. В нас счастливо уживаются восток и запад.
Мизерное количество смешанных браков в местах ссылки позволило крымским татарам не только восстановить людские потери 1944-1950 годов, но и резко улучшить демографические показатели. В тех жестких условиях, когда около половины депортированных погибло от голода и болезней, у народа сыграл инстинкт самосохранения.

РОДИТЕЛЕЙ И СУДЬБУ МЫ НЕ ВЫБИРАЕМ
Аллах сам распоряжается, кому кем родиться. И так случилось, что по воле Сталина наш народ оклеветали и выслали. Более того, целое поколение крымских татар еще в утробе матери было объявлено изменниками родины. Эти дети родились, выросли, возмужали и в изнурительной борьбе доказали всю лживость обвинений своего народа. Мы вернулись, и перед нами стоят уже другие задачи.
Самый болезненный для крымских татар вопрос - это сохранение родного языка. Есть язык - есть народ. Дух народа живет в языке - теряя свой язык, человек теряет свой национальный дух, национальный облик. Ему неуютно среди своих и нет сердечной близости среди чужих.
Евреи, например, разбросанные по всему миру, говорят более чем на 40 языках и часто не понимают друг друга. В свое время распространялась теория, что еврейской нации как таковой нет. Есть лишь поляки, немцы, французы «Моисеева закона». Но языковая ассимиляция все же не смогла окончательно ассимилировать этот народ. Чувство общности и самоидентификация помогают им сохраниться.
Отсутствие школ на крымскотатарском языке в местах высылки сыграло в этом отношении весьма неблагоприятную роль. Второе поколение, родившееся в ссылке, уже слабо знало свой язык, имело самые смутные представления о родной земле, родовых корнях, о мусульманской этике и праве, которые регулируют взаимоотношения между людьми, сохраняют обычаи.
Вернувшись на родину, мы не имеем возможности учить детей языку в школах. Их до смешного мало. Да и учебников нет. Раньше это шло от отца и матери к детям. Но сегодня отцы не знают многого, в том числе и языка. Что они могут дать детям? Отрыв от родной земли привел к разрыву национальной памяти. Мы восстанавливаем не только язык, мы пытаемся вспомнить, как называлась скала возле родной деревни и где был родник, о котором говорили наши деды. И, главное, мы восстанавливаем и строим новые мечети, учимся читать молитвы по тоненьким брошюркам Ризы Фазыла, а значит, пытаемся восстановить свою духовность - ту духовность, которая помогла нам выжить в сороковые годы прошлого столетия.
Надо честно признаться, что у основной массы крымских татар национальная воля ослабла. От ожидания перемен и пустых обещаний она притупилась. Власти в лице нынешних руководителей, выдающих себя за демократов, не решают коренных проблем вернувшихся на родину крымских татар. Более того, они не скрывают, что хотят ассимилировать этот народ. Я представляю себе, какую бурную реакцию вызвала бы концепция об ассимиляции крымских татар, разработанная Романом Безсмертным в годы активного национального движения. А заявления Бурдюкова о том, что Ющенко дал ему поручение аккуратно ассимилировать крымских татар, вызвало бы новую мощную волну борьбы за свои права. Ведь это открытая угроза существованию народа, угроза будущим поколениям. Но массы отнеслись к этому индифферентно. Я проявил инициативу и подал на Романа Безсмертного в суд. Вместо того, чтобы поддержать меня и довести это дело до европейского суда, руководители Меджлиса встали на защиту Р. Безсмертного и устроили мне на сессии Курултая обструкцию. Когда лидеры ведут себя таким образом, начинаются разброд и шатание. Призывы к единству должны поддерживаться понятными для народа идеями и активными действиями, а их, к сожалению, нет. Вот отсюда и исходит ослабление национальной воли. Люди не верят ни своим, ни чужим.

АССИМИЛЯЦИЯ - ЭТО СМЕРТЬ ЭТНОСА
Ассимиляторы бывают внешними и внутренними. Внешние ассимиляторы в лице власти принимают ряд мер, чтобы определенная группа утратила свое групповое национальное сознание и приняла систему ценностей и правил поведения основного населения. Это делается для того, чтобы завладеть какой-то территорией, что, несомненно, является геноцидом, а также для улучшения породы титульной нации.
Внутренними ассимиляторами многие ученые считают тех, кто способствует ассимиляции своего народа или же входит в брачные отношения с представителями другой национальной группы. Любой смешанный брак - это маленький, но ощутимый шаг к уменьшению популяции небольшой национальной группы в пользу большой. Этнос - это не только культура и язык, это еще и некоторое множество людей, представляющих эталон народа. Если это число уменьшается ниже критического, этнос исчезает.
Как правило, ассимиляция начинается с периферии, там, где люди оторваны от основной массы своего народа. Например, многие, высланные в Свердловскую область крымские татары, смогли вернуться в Узбекистан. Оставшиеся же в основном ассимилировались. Такая же угроза нависла над теми, кто еще остается в местах ссылки - России, Узбекистане, Таджикистане и Казахстане. Ассимиляционные процессы идут и среди крымских татар, проживающих в Турции, Америке и других странах.
Сегодня мы должны знать: чтобы оставаться крымским татарином, чтобы сохраниться как народ, всем нам нужно приложить максимум усилий. И прежде всего нужно работать с молодежью.
Анализ показывает, что молодые люди, вступая во внебрачные отношения с представителями другой национальности, не думают о последствиях. Узнав, что подружка беременна, парень из чистого благородства уже не может ее оставить с ребенком на произвол судьбы. Счастья в семье внутреннего ассимилятора, как правило, ждать не приходится. В большинстве случаев родители парня искренне считают, что «эта дрянь» устроила их сыну ловушку, и прилагают все силы для их развода.
Нередки случаи, когда и родители, и их чада не понимают последствий смешанного брака. Молодые женятся по любви. Конечно, бежать от собственных корней можно, но далеко не убежишь - старость обязательно напомнит об этом. Приведу несколько примеров.
Профессор Рефат Аппазов, работавший вместе с легендарным конструктором С. Королевым, еще в студенческие годы женился на своей однокласснице. Прожили они вроде бы счастливую жизнь. Но в один из приездов в Крым, на встрече с крымскотатарскими студентами, его вдруг прорвало, и он призвал молодежь не допускать смешанных браков.
Назову еще несколько известных имен, которые в свое время совершили ошибки в выборе невест, а потом страшно жалели. Но по благородству своему несли этот крест до конца своей жизни. Это дважды Герой Советского Союза Аметхан Султан, генерал-майор Абляким Гафаров, писатель, кандидат филологических наук Басыр Гафаров. Нарушая наши национальные законы гостеприимства, их жены категорически не хотели принимать земляков своих мужей. Жена Аблякима-ага делала исключение только для Бекира Умерова и Эшрефа Шемьи-заде. Этот список может продолжить сам читатель. Один из моих родственников, например, запил с горя и умер, когда его дочь, получая паспорт, заявила, что не хочет иметь отчество Бекировна, а хочет быть Борисовной. И в этом нет ничего удивительного.
В смешанных браках многих малых народов большинство детей определяются представителями “титульной” нации. Этот выбор диктует тот социум, в котором находится ребенок. Чувствуя, например, негативное отношение окружающих к крымским татарам, он подсознательно выбирает другой лагерь, где впоследствии ему будет комфортнее. Вот почему дети Аметхана Султана, Аблякима Гафарова и сотен других записались русскими.
В смешанной семье могут происходить небольшие конфликты на этнической почве. И каждый такой конфликт как трещинка на стекле. Трещинка к трещинке - и стекло рассыпается. А если и не рассыплется, то трещинки эти остаются в сердце. Смешанный брак может быть и счастливым, если одна сторона полностью принимает все национальные ценности другой стороны. Но потерять самоидентификацию - не значит ли это умереть и воскреснуть совсем другим человеком?

ГРАММАТИКА РАЗУМА
Ученые заметили, что ассимиляция ускоряется в условиях изобилия. И это действительно так. Если в первые годы после возвращения на родину, когда у крымских татар было полно забот с обустройством, почти не замечалось смешанных браков, то с ростом благосостояния они начали год из года увеличиваться, и к сегодняшнему дню, если верить статистике, достигли 20 процентов.
Как противостоять этим ассимиляционным процессам? Ответить на этот вопрос непросто. Огромную роль в этом может сыграть община. В местах компактного проживания крымских татар надо поднять роль и авторитет местных меджлисов или, как их иногда называют, комитетов местного самоуправления. Примером могут служить махаллинские комитеты, которые в Узбекистане играют огромную роль. Там без их участия не женишь, не похоронишь - шага лишнего не сделаешь. Общественная организация старейшин крымскотатарского народа «Намус» должна повсеместно иметь свои ячейки и активно работать с населением. Прежде всего надо заниматься патриотическим воспитанием молодежи, организовывать воскресные школы по изучению языка, обычаев и традиций своего народа. В Японии, например, любой японец, проживший за рубежом несколько лет и вернувшийся на родину, обязан пройти курсы по восстановлению родного языка, традиций и обычаев своего народа. Только с удостоверением об окончании таких курсов его могут принять на работу.
Чтобы возродить в молодежи духовные гены, надо привлекать их к организации массовых мероприятий, национальных праздников. На традиционные встречи односельчан должны выезжать семьи в полном составе. Каждый должен глубоко познать природу своего родного края и крепко стоять за нее.
Для нашей молодежи должно стать модой носить одежду, значки и прочее с национальными символами и атрибутами. Об этом должны позаботиться художники, дизайнеры, предприниматели. В каждой семье хотя бы один день в неделе, например, пятницу, нужно объявить днем родного языка, национальной кухни. В школах, благодаря настойчивой работе общественной организации «Маарифчи», делается в этом направлении немало.
Наши дети, молодежь должны знать основы ислама. Каждый добродетельный поступок должен быть оценен как богоугодный, а малейшее нарушение запретов и предписаний, которых довольно много в исламе, должно осуждаться. Все мы считаем себя мусульманами, но надо получить соответствующие знания, чтобы действительно ими стать.
* * *
В одной из своих статей, которая называлась «Понюхай свою маму, балбес» я уже касался темы ассимиляции. Тогда на меня набросились, обвинив в крайнем национализме. Чтобы этого не повторилось, хочу напомнить своим оппонентам, какой бы они ни были национальности. Все мы хотим сохраниться, уберечь или возродить свой язык. Государство, возрождая украинский язык, хорошо бы, наряду с этим, объявило, например, один день праздником языков народов, населяющих Украину. Мы живем в многонациональном государстве, где стыкуются различные культуры, цивилизации, религии. Любовь к своему народу, забота о его будущем вовсе не означает нелюбви к иному. Крымские татары отличаются особой толерантностью, и это помогло им выжить в самые трудные времена.
Тимур ДАГДЖИ.
«Голос Крыма», № 48, 2008 р.

Версiя для друку
Обговорити в форумi
"Кримська Свiтлиця" > #1 за 03.01.2009 > Тема "З перших уст"


Постiйна адреса статтi: http://svitlytsia.crimea.ua/?section=article&artID=6732

 

Редакцiя :
95006, м. Сiмферополь, вул. Гагарiна, 5, 2-й поверх, кiмн. 13-14
тел: (0652)51-13-24; E-mail: kr_svit@meta.ua
Адмiнiстратор сайту : Микола Владзiмiрський
Веб-майстер : Олексiй Рибаков